Пятница, 19.04.2024, 18:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход

Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl + Enter. Система Orphus
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
теории [32]
Статистика


Новости науки
Новости политики
Главная » Статьи » Теории » теории

Теория игр

ТЕОРИЯ ИГР термин представляет собой русский эквивалент английского theory of games и используется для обозначения комплекса математич. моделей конфликтных ситуаций и способов их разрешения, основы к-рого разработаны математиком Дж. фон Нейманом. Формализованное описание игры задается списком ее участников (игроков) и множества стратегий для каждого из них. В рез-те выбора стратегий игроками образуется ситуация (состояние) игры. Интересы игроков характеризуются функциями выигрыша или отношениями предпочтения на множестве допустимых ситуаций. Т.обр., в понятии игры моделируются два основных факта: а) каждый участник конфликта лишь частично контролирует ситуацию; б) каждый участник имеет свои интересы. Нормативное направление в Т.и. занимается исследованием вопросов, какие состояния игры считать справедливыми, равновесными, оптимальными, а также анализом свойств и способов достижения таких состояний. Дескриптивное направление изучает различные способы поведения игроков и свойства результирующих состояний.


Наибольшие успехи достигнуты в Т.и. двух игроков с противоположными интересами (антагонистич. игры), где нормативный и дескриптивный аспекты конфликтной ситуации хорошо совмещаются в понятии седловой точки (максимина) состояния, в к-ром каждый игрок получает максимум выигрыша по контролируемым им переменным в условиях, когда этот выигрыш минимален по переменные, контролируемым др. игроком. В частности, для случая, когда множества стратегий обоих игроков конечны (матричная игра), Дж. фон Нейман установил, что седловая точка существует, если разрешить игрокам использовать смешанные стратегии вероятностный механизм выбора стратегий (теорема о минимаксе).
Теория антагонистич. игр находит применение в военных приложениях: в вопросах стратегии и тактики. Оказалось также, что антагонистич. игры во многих аспектах эквивалентны задачам программирования математического (см.). Игровая методология является основой перспективного направления математич. статистики, трактующего статистич. задачи как игры исследователя с природой.
Анализ игр многих лиц существенно затруднен из-за сложности вопроса о механизмах формирования и действия коалиций. Моделирование коалиционных взаимодействий как антагонистич. игр привело к т.н. теории кооперативных игр, к-рая представляет интерес лишь с математич. т.зр. В теории бескоалиционных игр многих лиц имеются два направления, имеющие нетривиальное приложение к социально-экономич. проблематике.
Одно из них игры с непротивоположными интересами и фиксированной последовательностью ходов, моделирование принятия решений в организационных системах на основе принципа гарантированного рез-та. Согласно этому принципу, каждый игрок при своем ходе выбирает стратегию, исходя из предположения, что следующие за ним участники будут максимизировать свои выигрыши в условиях, определенных всеми предыдущими выборами.
Др. направление связано с понятием равновесия (Нейман-Нэш) ситуации, устойчивой в том смысле, что никакой игрок не может увеличить свой выигрыш за счет только собственных действий. Это понятие, в частности, лежит в основе концепции социально-экономич. равновесия, согласно к-рой в равновесии все социальные в и экономич. агенты добиваются максимально возможного удовлетворения своих интересов в рамках определенных ограничений, причем предложение соответствует спросу по всем видам рассматриваемых благ и труда. Данная концепция используется для анализа ряда социально-экономич. процессов: поведение в условиях дефицита, распределение доходов, семейное поведение, межрегиональные взаимодействия и др.
В целом идеи Т.и. имеют несомненное стимулирующее значение как для внутриматематич., так и для социально-экономич. исследований, но в последнем случае собственные ее концепции слишком абстрактны и должны дополняться более конкретными конструкциями в каждом приложении.

Лит.: Льюс Р., Райффа Х. Игры и решения. М., 1962; Нейман Дж. Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970; Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. М., 1976; Полтерович В.М. Проблема измерения дефицитности благ // Экономика и математические методы. 1983. N 4; Becker G.S. Human capital: А theoretical and empirical analysis. N.Y., 1975.

Категория: теории | Добавил: Theoryman (21.06.2009)
Просмотров: 1621 | Теги: игр, теория | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши партнеры
Поиск по сайту
Яндекс
Галерея: теоретики
Опрос
Нужно ли обновить дизайн сайта?
Всего ответили: 63 чел.
Чат
500

Наши кнопочки

Новости: общество
Новости науки

Сайт Глобальных теорий






Система Orphus Каталог HeadNet.Ru Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru Поиск по тематическим каталогам Регистрация в каталогах, добавить сайт в каталоги, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов УЛИТКА - каталог ресурсов интернет

Copyright Global Theories © 2024

Хостинг от uCoz